Государственная корпорация

"Агентство по реструктуризации кредитных организаций"На главную


Агентство

Общая информация

Годовые отчеты

Аудиторские заключения

Законодательная база

Федеральные законы

Документы Правительства и ЦБ РФ

Документы Агентства

Проекты

Завершенные проекты

Оздоровление банков

Ликвидация

Гарантирование вкладов

Партнеры

Для кредиторов и инвесторов

Международные связи

Новости

СМИ об Агентстве

Выступления

АРКО



Выступления

Андрей Мельников

Аналитический банковский журнал №11 (78), ноябрь 2001

Опыт реструктуризации российских банков

АНДРЕЙ МЕЛЬНИКОВ, заместитель Генерального директора Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО)

По материалам выступления на международной конференции "Инвестиционный климат России в свете банковской реформы и порядка решения юридических споров", Москва, 11 октября 2001 года.

В настоящее время Агентство по реструктуризации кредитных организаций приступило к заключительному этапу своей работы. В соответствии с проектом Стратегии развития российского банковского сектора АРКО должно завершить действующие проекты к 2003 году. Что и планирует сделать.

За два с половиной года работы Агентство стало экспериментальной площадкой, на базе которой были отработаны различные технологии взаимодействия с проблемными банками, пострадавшими в период системного банковского кризиса. И это дает нам основания подводить первые итоги эффективности этих технологий и говорить о практических рекомендациях по совершенствованию того инструментария, который был опробован нами.

Во-первых, необходимо дать общую оценку закона "О реструктуризации кредитных организаций", разработанного Правительством совместно с Банком России. По мнению Агентства как правоприменителя, это высокоэффективный и технологичный закон прямого действия. Многие его положения два года назад воспринимались как шокирующие для российского права. Сегодня они реализованы на практике, а их правомерность подтверждена судебными решениями. Например принудительное списание уставного капитала до одного рубля.

Во-вторых, это правильно выбранный подход к финансовому участию государства в реструктуризации банков в период кризиса. Напомню, что перед Агентством не ставилась всеобъемлющая задача реструктуризации всей банковской системы, хотя упреки в этом иногда и раздаются, в том числе и со стороны западных экспертов. АРКО была поставлена задача защиты интересов кредиторов в крупнейших банках, имеющих социальное и экономическое значение для экономики страны и ее отдельных регионов. Развитие ситуации в таких банках после кризиса необходимо было поставить под особый государственный контроль. В них требовалось обеспечить справедливые и прозрачные выплаты кредиторами, избежать роста социальной напряженности и, по возможности, там, где это имело смысл, восстановить хозяйственную деятельность банков. Как показывает опыт, деятельность АРКО явилась эффективным инструментом сохранения конкуренции в банковском секторе, спасения российской расчетно-платежной системы, в результате которой государство получило очевидные экономические и социальные выгоды для общества.

КАКОЙ БЫТЬ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ БАНКОВ: ДОБРОВОЛЬНОЙ ИЛИ ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ?

Механизмы работы АРКО были сформулированы непосредственно в законе, что сделало процесс перехода банков под управление Агентства структурированным и прозрачным. Оглядываясь назад, можно утверждать, что расчеты, проведенные Банком России при формировании этих механизмов, позволили абсолютно точно увязать объемы выделенного бюджетного финансирования с количеством банков, которые подлежали реструктуризации. Выделенные в течение двух лет 11 млрд рублей позволили провести эффективную работу с 21 банком. При этом основная сумма затраченных средств приходится на два бывших системообразующих банка - "СбС-АГРО" и "Российский кредит". Остальные суммы были распределены по достаточно крупным региональным банкам.

Опыт, приобретенный Агентством, позволяет дать экспертам пищу для анализа на тему, что лучше: добровольная или принудительная реструктуризация банков.

Выводы, к которым мы пришли, заключаются в том, что добровольная реструктуризация более эффективна при решении задачи финансового оздоровления банка. Однако она имеет четко очерченные по времени границы применения. По нашему мнению, она может использоваться государством только в условиях системного банковского кризиса. То есть в тот период, когда в экономике произошли некоторые форс-мажорные обстоятельства, а имеющиеся у банка проблемы не определяются тактическими ошибками его руководства и акционеров.

При этом добровольная реструктуризация все равно предполагает списание капитала бывших акционеров, а при последующей продаже банка они не должны обладать никакими преимуществами. В своей работе Агентство неукоснительно следовало этим принципам. Добровольность позволяет сократить на треть сроки восстановления банка и возврат государственных средств.

Однако в тех случаях, когда такой подход практически не реализуем, должны применяться механизмы принудительной реструктуризации банков. Вне рамок системного кризиса, по нашему мнению, государство может использовать только принудительные или административные технологии реструктуризации. Их задачи - проведение прозрачных ликвидационных процедур, защита интересов кредиторов, поддержание доверия к банковской системе и сохранение банковских активов в обороте.

МЕХАНИЗМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНСТИТУТА МИРОВЫХ СОГЛАШЕНИЙ С КРЕДИТОРАМИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ОТДЕЛЬНЫХ БАНКОВ

Мировое соглашение в законе "О реструктуризации кредитных организаций" рассматривается как механизм комплексного урегулирования задолженности банка перед всеми группами кредиторов с соблюдением очередности, установленной гражданским законодательством. Без применения мировых соглашений реструктуризация банков, перешедших под управление АРКО, теряла бы экономический смысл, а их ликвидация в рамках действующего законодательства привела бы к значительным социальным и экономическим издержкам.

В частности, при принятии решений о ликвидации АКБ "СбС-АГРО" требования вкладчиков были бы удовлетворены не более чем на 40%. Для Амурпромстройбанка - 51%. Погашение задолженности перед другими кредиторами, в том числе и перед бюджетом, было бы невозможным.

В результате единственным способом решения как раз и стало заключение банками и их кредиторами мировых соглашений, комплексно определяющих процедуры поиска и возврата активов банков, а также графики, условия и порядок расчетов с вкладчиками и иными кредиторами.

Подходы, применяемые Агентством при заключении мировых соглашений, дают возможность для вкладчиков, относящихся к социально незащищенным группам и имеющих небольшие вклады, полностью вернуть свои сбережения сразу же после утверждения мирового соглашения. Как показывает анализ структуры задолженности, указанное позволяет обеспечить возврат средств для подавляющего числа вкладчиков.

Оставшаяся задолженность по крупным и средним вкладам полностью погашается, как правило, в рассрочку в срок не более полутора лет (средний срок расчета с вкладчиками при ликвидации банка). Для вкладчиков АКБ "СбС-АГРО" задолженность банка погашается путем передачи им обращающихся на рынке государственных ценных бумаг, номинированных в валюте (ОВГВЗ), со сроком погашения в 2007-2008 годах. За последние пол-года рыночная стоимость указанных ценных бумаг выросла более чем на 10 процентных пунктов и составля-ет в настоящее время порядка 50% от номинала. Примечательно, что во всех банках за заключение миро-вых соглашений проголосовало наибольшее число вкладчиков, принявших участие в голосовании.

Таким образом, примененная АРКО конструкция мировых соглашений позволяет не только сохранить или улучшить ситуацию для вкладчиков, но и улучшить ситуацию для других кредиторов, в том числе и бюджета, осуществляющего выплаты тем же гражданам в рамках своих публичных функций (зарплата бюджетникам, различные пособия).

Однако заключение мировых соглашений является оправданной, но длительной и достаточно дорогой процедурой, связанной к тому же со значительными судебными рисками. Как вы знаете, в производстве Конституционного суда находится ряд жалоб вкладчиков по данному вопросу.

АЛЬТЕРНАТИВОЙ ЗАЩИТЫ ВКЛАДЧИКОВ БАНКА МОЖЕТ СТАТЬ ТОЛЬКО СИСТЕМА ГАРАНТИРОВАНИЯ ВКЛАДОВ

Альтернативой мировому соглашению для защиты экономических интересов вкладчиков банка может стать только система гарантирования вкладов. В свою очередь расчет с юридическими лицами, по нашему мнению, зависит от возможности проведения работы по расследованию сомнительных сделок и востребованию задолженности с должников банка. Сегодня реальные возможности для этого предоставлены только законом "О реструктуризации кредитных организаций". В те же сроки, которые установлены законом "О банкротстве..." для ведения конкурсного производства, такую работу даже начать проблематично. В частности, именно этим и определялась необходимость заключения мирового соглашения с кредиторами "СбС-АГРО".

АГЕНТСТВО ПО РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗАВЕРШАЕТ СВОЮ МИССИЮ В РОССИЙСКОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ

АРКО считало и считает, что оно должно как можно быстрее проводить реприватизацию банков, возвращать их в реальную конкурентную среду и сокращать масштабы прямого вмешательства государства в дела банковского сектора, оправданного в кризисный период. Одновременно с этим мы стремимся к максимально полному возврату средств, выделенных государством на реструктуризацию банков. Как показывает мировой опыт, такого рода деятельность зачастую убыточна.

В текущем году из двадцати одной кредитной организации, с которой работало АРКО, реструктуризация восьми завершена. В том числе акции шести банков были проданы добросовестным инвесторам, не связанным с предыдущими акционерами, на открытых торгах в полном соответствии с законом о реструктуризации. Акции банков выставлялись на торги при достижении банками такого уровня инвестиционной привлекательности, который позволяет компенсировать государственные расходы на их реализацию. В результате акции всех шести банков были проданы по цене не ниже их номинальной стоимости.

До конца текущего года Агентство планирует осуществить еще четыре продажи. Согласно планам Агентства к началу 2003 года у нас на заключительной стадии останутся лишь два проекта: АКБ "СбС-АГРО" и банк "Российский кредит".

СУЩЕСТВУЮЩИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА НЕ ТРЕБУЕТ ФИНАНСОВОГО УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА В ОЗДОРОВЛЕНИИ БАНКОВ

В течение последнего года позиция АРКО в отношении расширения его деятельности оставалась неизменной: существующий этап развития банковского сектора не требует финансового участия государства в оздоровлении банков. Речь может идти только о новых формах участия государства в модернизации и санации банковского сектора.

Стратегия развития банковской деятельности, которая находится на доработке в Правительстве, предполагает закрепление за АРКО функций корпоративного ликвидатора. Агентство готово к выполнению этих функций. Однако здесь возможно несколько сценариев.

Первый вариант. Агентство будет осуществлять ликвидацию только социально значимых кредитных организаций, подпадающих под определенные критерии, являясь при этом одним из многих инструментов ликвидации.

Второй вариант. Агентство может стать единственным ликвидатором кредитных организаций с отозванной лицензией.

Третий вариант. Использование уже апробированного законом "О реструктуризации кредитных организаций" варианта, при котором Банк России направляет в Агентство на рассмотрение документы ликвидируемого банка, и уже Агентство принимает решение о переходе того или иного банка под свою опеку, в зависимости от своих организационных и финансовых возможностей.

Безусловно, во всех этих вариантах есть свои плюсы и минусы. Поэтому необходимо широкое обсуждение этого вопроса, чтобы в процессе дискуссии выработать наиболее взвешенное решение.

все выступления все выступления наверх наверх






География работы  ГЕОГРАФИЯ РАБОТЫ   Вопросы и ответы  ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ   Обновленные разделы  ОБНОВЛЕННЫЕ РАЗДЕЛЫ   Карта сайта  КАРТА САЙТА   Реквизиты агентства  РЕКВИЗИТЫ АГЕНТСТВА


АГЕНТСТВО | ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА | ПРОЕКТЫ | ПАРТНЕРЫ | ДЛЯ КРЕДИТОРОВ И ИНВЕСТОРОВ | МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ