Государственная корпорация

"Агентство по реструктуризации кредитных организаций"На главную


Агентство

Общая информация

Годовые отчеты

Аудиторские заключения

Законодательная база

Федеральные законы

Документы Правительства и ЦБ РФ

Документы Агентства

Проекты

Завершенные проекты

Оздоровление банков

Ликвидация

Гарантирование вкладов

Партнеры

Для кредиторов и инвесторов

Международные связи

Новости

СМИ об Агентстве

Выступления

АРКО



Выступления

Александр Турбанов

Александр Турбанов, Генеральный директор Агентства: Государство должно помочь банкам вернуть доверие граждан.


Газета, 10.10.2001


Через месяц в правительство будет сдан закон о гарантировании банковских вкладов граждан. О том, как сейчас идет работа над этим документом и на какую организацию возложат функции корпорации по гарантированию сбережений граждан, в интервью корреспонденту Газеты Виктории Абраменко рассказал генеральный директор Агентства по реструктуризации кредитных организаций Александр Турбанов. Принятие закона о гарантировании вкладов все время переносится. Сначала на стол президента он должен был попасть в мае, теперь очередная отсрочка. В чем проблема?

А. Турбанов: Действительно, период принятия и политического решения по этому вопросу и закона, который позволил бы запустить систему гарантирования вкладов, явно затянулся. И мне не до конца пока понятно, почему этот механизм пробуксовывает. На определенных стадиях обсуждения у разлиных органов и групп возникали разные побудительные мотивы.

К сожалению, чаще всего со знаком минус. Были определенные сомнения и у ЦБ, хотя я убежден, что Центробанк должен быть объективно заинтересован в создании такой системы.

Сомневалось и правительство, прежде всего в связи с необходимостью выделять на цели гарантирования бюджетные средства. Хотя основным принципом функционирования этой системы является самоокупаемость (взносы самих банков), без финансовой поддержки государства на первоначальном этапе ее не создать. Это подтверждает мировой опыт создания и функционирования систем гарантирования вкладов.

До кризиса 1998 года очень ярко была видна оппозиция со стороны прежних банкиров-олигархов. Они полагали, что система гарантирования не нужна. Мол, у них и так все хорошо, они твердо стоят на ногах, и незачем тогда вкладывать свои средства в систему, в которой, по их мнению, были заинтересованы только мелкие банки. Но жизнь показала, что система гарантирования нужна была прежде всего крупным банкам. И сейчас они поддерживают идею ее создания.

В каком размере государство должно предоставить помощь?

А. Турбанов: Для запуска системы, по нашим расчетам, нужно примерно 2,5 млрд руб. Но это не значит, что государство сразу должно выделить всю сумму. Взносы из федерального бюджета могут поступать постепенно. К тому же и системе гарантирования не потребуются сразу все эти средства. Думаю, что мы можем исключить вероятность того, что все банки, которые вступят в эту систему, сразу обанкротятся.

Есть мнение, что система гарантирования вообще не нужна. Мол, та часть населения, которая хотела работать с банками, и так с ними работает?

А. Турбанов: Доверие населения к банкам действительно начинает восстанавливаться. Это видно по росту размеров вкладов не только в Сбербанке, но и в других коммерческих банках. Но этого явно недостаточно для того, чтобы обеспечить банки, а через них и экономику финансовыми ресурсами. В развитых странах именно средства граждан являются основным ресурсом, который банки вкладывают в экономику. А у нас доля вкладов граждан в привлеченных банками средствах не превышает 6%.

Это без учета Сбербанка?

А. Турбанов: Да, но и со Сбербанками эта цифра достигает лишь 18%. За последние 20 лет системы страхования вкладов граждан были созданы практически во всех развитых странах. С начала 90-х годов такие системы были созданы и у наших соседей - Венгрии, Румынии, Болгарии, Польши, Чехии, даже на Украине. А на уровне ЕС действует директива от 30 мая 1994 года, которая обязывает все страны-участницы союза создавать такие системы. А мы продолжаем думать, спорить и изобретать велосипед. Я убежден, что введение в России гарантирования вкладов поднимет доверие граждан не просто к банкам, банковской системе, но и к государству в целом.

АРКО уже запустило систему гарантирования в тех банках, которые находятся под управлением агентства. Есть ли какой-то результат?

А. Турбанов: Наш опыт в пяти региональных банках доказал экономическую эффективность системы гарантирования. Доверие граждан выросло в разы. В Сбербанке за 2000 год среднегодовой прирост вкладов составил 29%. А в банках АРКО, на которых появилась табличка “Возврат вкладов гарантирован”, среднеквартальный прирост составил более 25%. Повысилось и “качество” вкладов: они стали больше по суммам и длиннее по срокам.

Предполагается, что Сбербанк начнет работать в системе гарантирования вкладов не сразу, а через несколько лет. Вы согласны с этим?

А. Турбанов: Сбербанк исторически был монополистом на рынке частных вкладов. И декларативно провозгласить, что с завтрашнего дня он будет точно такой же, как и другие банки, - значит сморозить глупость. Некоторые предлагают разделить, расчленить, раздробить его на несколько банков, чтобы уравнять с остальными. Но нужно не Сберегательный банк “опускать” до всех остальных банков, а коммерческие банки постепенно поднимать до его уровня. Пока все остальные банки далеки от Сбербанка, объединять их в одной системе бессмысленно и экономически неоправданно.

И сколько времени для этого потребуется?

А. Турбанов: Когда говоришь 10 лет, то рискуешь быть причисленным к консерваторам, которые не хотят ничего менять в банковской системе. Но в своей оценке сроков я исхожу из реального положения дел в экономике. Впрочем, не исключаю, что ускорение экономических реформ может внести положительные коррективы в этот прогноз.

Говорят, что АРКО проиграло битву за право быть корпорацией по гарантированию вкладов? В Совместной стратегии развития банковской системы агентству предоставили лишь роль корпоративного ликвидатора...

А. Турбанов: Во-первых, никаких битв мы не вели. Более того, в каждой дискуссии мы говорили, что не претендуем на роль институциональной структуры по гарантированию вкладов, но всемерно поддерживаем идею необходимости создания такой системы независимо от того, будет эта функция возложена на АРКО или нет. И то, что в принятой правительством за основу Совместной стратегии развития банковской системы подчеркнута необходимость создания системы гарантирования вкладов, можно считать нашей победой. Вопрос о том, какая организация будет реализовывать эту функцию, к числу принципиальных не относится.

Тем не менее при подготовке закона о гарантировании вкладов разработчики хотели возложить эту функцию именно на АРКО. Что произошло?

А. Турбанов: Мы тоже этого не исключали. Но в стратегии отсутствуют указания на конкретную структуру, которая будет исполнять данные функции. Поэтому вопрос, в том числе и для АРКО, остается открытым.

В чьей компетенции решение этого вопроса?

А. Турбанов: Сначала правительство принимает решение об одобрении законопроекта о гарантировании вкладов, который готовит сейчас Минэкономразвития. И уже из проекта закона станет ясно, на какую структуру возложат эти функции: действующую или вновь создаваемую. А окончательное решение, безусловно, за законодателями и президентом, который подписывает закон.

Какие еще организации называются в качестве претендентов на роль корпорации по гарантированию вкладов?

А. Турбанов: На нынешней стадии обсуждения зафиксировано пожелание, чтобы организация по гарантирования вкладов существовала в форме государственной корпорации. Такая организационно-правовая форма в наибольшей степени соответствует характеру и задачам такой структуры. Эта корпорация может быть создана вновь, либо функции могут быть возложены на уже существующую структуру. Пока в РФ действует только одна организация с такой правовой формой - АРКО.

В. Абраменко

все выступления все выступления наверх наверх






География работы  ГЕОГРАФИЯ РАБОТЫ   Вопросы и ответы  ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ   Обновленные разделы  ОБНОВЛЕННЫЕ РАЗДЕЛЫ   Карта сайта  КАРТА САЙТА   Реквизиты агентства  РЕКВИЗИТЫ АГЕНТСТВА


АГЕНТСТВО | ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА | ПРОЕКТЫ | ПАРТНЕРЫ | ДЛЯ КРЕДИТОРОВ И ИНВЕСТОРОВ | МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ