Государственная корпорация

"Агентство по реструктуризации кредитных организаций"На главную


Агентство

Общая информация

Годовые отчеты

Аудиторские заключения

Законодательная база

Федеральные законы

Документы Правительства и ЦБ РФ

Документы Агентства

Проекты

Завершенные проекты

Оздоровление банков

Ликвидация

Гарантирование вкладов

Партнеры

Для кредиторов и инвесторов

Международные связи

Новости

СМИ об Агентстве

Выступления

АРКО



Выступления

Александр Вознесенский

Заместитель Генерального директора ГК “АРКО” Александр Вознесенский: "Реформы в банковской сфере должны отвечать интересам людей, экономики, государства в целом".

"Башинформ" (Уфа), 05.06.2002
Людмила Петровская

Так получилось, что в годы реформ банковскую систему, по идее обязанную быть самой стабильной, лихорадило и трясло. По стране прокатилась волна банкротств, причем страдали не только молодые банки, но и достаточно мощные структуры. Для спасения таких столпов экономики была создано Агентство по реструктуризации кредитных организаций - АРКО. Эта специализированная государственная корпорация занималась финансовым оздоровлением социально значимых банков и защищала интересы кредиторов. Агентство приняло участие в проектах, связанных с реструктуризацией 21 банка в 12 регионах России. В их числе оказался и "Башпромбанк". Сегодня видно, что "Башпромбанк" действительно возвращается к жизни. Мы беседуем с заместителем генерального директора АРКО Александром Вознесенским.

- АРКО пришло в "Башпромбанк" в июле 2001 года. Это был один из последних банков, перешедших под наше управление. И хотя работа предстояла трудная, мы все же надеялись на успех. Ожидания оправдались, более того, я бы назвал проект восстановления "Башпромбанка" одним из самых успешных. Конечно, в банке все время работал представитель АРКО, наши специалисты постоянно приезжали в Уфу, помогали налаживать работу в филиалах "Башпромбанка". И все же в числе главных составляющих успеха я бы назвал благожелательное внимание и практическую помощь, которые оказывали этому проекту Правительство и Национальный банк Башкортостана.

Заключив мировое соглашение со своими кредиторами, банк получил реальную возможность ответить по своим обязательствам, восстановить имидж надежного, устойчивого банка, вернуть доверие клиентов и в итоге - развить свой бизнес. Не все шло гладко, некоторые кредиторы пытались решить свои проблемы за счет других, в обход законодательства, но в итоге противоречия удалось преодолеть, и сейчас банк даже опережает графики погашения долгов.

Сначала для нас выполнение мирового соглашения было первостепенной задачей. Теперь же эта работа идет, как говорится, в штатном режиме: остаток задолженности составляет около 50 млн рублей, это всего около 10 процентов от общей суммы обязательств. А на первый план выдвинулись показатели развития, возвращения банка в кредитование промышленности, в работу с населением. Думаю, это очень важно для республики.

- АРКО выступает с законодательными инициативами по реформированию банковской системы. Например, в прессе обсуждается предлагаемая вами модель корпоративного ликвидатора кредитных организаций. Расскажите об этом.

- Действующая в России система банкротства банков, на мой взгляд, давно уже показала свою неэффективность. Не один месяц проходит от отзыва лицензии до признания банка банкротом и назначения туда арбитражного управляющего. Зачастую банкротство проводится в интересах одного или узкой группы кредиторов, которые ставят своего конкурсного управляющего. А бывает, что кандидатуру управляющего "проталкивает" тот, кого банкротят. Конкурсная масса при этом чудным образом исчезает, а стоимость конкурсного производства в разы превышает то, что на деле получают кредиторы. Так было, например, с "Агробанком", "Инкомбанком".

Да и само конкурсное производство во многих банках растягивается или откладывается на годы. Известны случаи, когда через десять лет после отзыва лицензии ликвидационные процедуры так и не наступали. Поэтому мы пришли к твердому убеждению, что необходим институт корпоративного ликвидатора, несущего ответственность перед кредиторами за решение данной проблемы. Причем в лице одной организации, которая создавалась бы государством и была подконтрольна ему. Если конкурсный управляющий - это человек, который подвержен слабостям и уязвим во всех отношениях, то корпоративный ликвидатор - это уже система. Она гораздо устойчивее, и воздействовать на нее для достижения узко личных интересов намного сложнее.

"Пробным камнем" в отлаживании механизма корпоративного ликвидаторства стал "Кузбасспромбанк", некогда входивший в сотню крупнейших банков России. Он оказался в состоянии, требующем немедленного банкротства. Причем на момент, когда эти процедуры начинались, анализ активов банка был неутешительным. Но менее чем за год Агентству удалось сформировать конкурсную массу в объеме 274,6 млн рублей. Грамотно проведенные торги недвижимостью и имуществом банка принесли 47,9 млн рублей, что позволило полностью рассчитаться с кредиторами первой и второй очередей. С кредиторами третьей очереди расчеты сейчас завершаются, и думаю, что удастся погасить часть долга и перед кредиторами четвертой очереди. При этом затраты на ликвидационные процедуры "Кузбасспромбанка" составили всего 5,5% от конкурсной массы, что можно считать своеобразным российским рекордом. Сравните: на ликвидацию Агропромбанка было затрачено в 3,6 раза больше средств, чем направлено на погашение задолженности перед его кредиторами.

Казалось бы, необходимость скорейшего введения института корпоративного ликвидатора, подконтрольного государству, очевидна. Однако не всем эта идея по душе. Противодействие идет как со стороны тех, кто хочет продолжать делать бизнес на банкротстве банков, так и со стороны отдельных чиновников. Первые хотят заниматься только теми банками, которые выгодно банкротить. Последние уже не могут не признавать все преимущества корпоративного ликвидатора, но ратуют за множественность таких организаций, за конкурс между ними, за лицензирование их деятельности. Думается, что с такими подходами мы еще долго будем жить в ситуации, когда в нашей банковской системе будут числиться несколько сотен "живых трупов", т.е. банков, у которых отозвана лицензия, но так и не начата процедура банкротства. Такие банки никому не нужны, с них нечего взять.

- Создание института корпоративного ликвидатора тесно связано с другим обязательным элементом банковской системы - гарантированием вкладов.

- Любая операция с деньгами - это всегда риск. И каждый гражданин, пожелавший доверить свои деньги банку, должен это понимать. А государство обязано в максимально возможной степени снизить эти риски. В том числе и с помощью системы гарантирования вкладов населения. Мы уже опробовали этот механизм в пяти региональных банках и убедились в его эффективности. Кстати, если бы "Башпромбанк" перешел под управление Агентства немного раньше, то он наверняка стал бы участником системы гарантирования АРКО. Совмещение же гарантирования с корпоративным ликвидаторством - это элементарная экономическая задачка. Если в случае отзыва лицензии у банка вкладчики сразу получают некую страховую сумму от корпорации по гарантированию, а остальное должно им вернуться в процессе банкротства, значит целесообразно, чтобы это банкротство проводила также корпорация по гарантированию. Ведь она по своему статусу и принципам организации априори заинтересована и с кредиторами рассчитаться, и в "мешок", предназначенный для страховых выплат вкладчикам, вернуть затраченные средства. Ничего сверхъестественного - нормальный цивилизованный подход, принятый во многих развитых странах.

- Как вы оцениваете политику нового руководства Центробанка России? И вписываются ли в нее ваши предложения?

- Мне кажется, что сейчас у Центробанка появилась уникальная возможность сделать качественный рывок как в собственном развитии, так и в реформировании всей банковской системы страны. Связано это прежде всего с приходом в ЦБ Сергея Игнатьева и его первых заместителей - Андрея Козлова и Олега Вьюгина. На мой взгляд, это замечательное сочетание. С одной стороны, высоко профессиональный, в чем-то осторожный финансист с хорошим банковским опытом - Игнатьев. С другой - динамичные, чуть-чуть "революционеры", хорошо знакомые с лучшим мировым опытом, но из своей практики знающие, что этот опыт нельзя переносить под копирку на российскую почву, Козлов и Вьюгин.

Полагаю, что наши предложения, основанные на собственном опыте, не противоречат новой политике Центробанка. Более того, их реализация в определенной степени расширит возможности ЦБ как в контроле за банковской системой, повышении ее прозрачности, так и в обеспечении ее стабильности. Причем речь идет не только о гарантировании вкладов и корпоративном ликвидаторстве. Мировой опыт показывает нам и другие формы и механизмы взаимодействия государства с коммерческими банками, некоторые из которых Агентство также успешно опробовало на практике.

Например, оказание помощи банкам посредством выкупа у них активов. Эту схему Агентство применило в проекте с банком "Возрождение", который выдал крупный долгосрочный кредит Черкизовскому мясокомбинату. "Черкизовский" исправно возвращал деньги и платил проценты, но в период общего кризиса 1998 года банку немедленно понадобились большие суммы денег. Потребовать срочного возврата кредита - рухнет комбинат, не сделать этого - обанкротится банк. По реальной цене продать этот актив на рынке в кризисный период было совершенно невозможно, он мог уйти только за бесценок. Агентство же выкупило этот кредит на себя, в результате чего банк "Возрождение" получил столь необходимые ему в период кризиса "живые" деньги, а москвичи не остались без мясной продукции с маркой "Черкизовский". Кстати, в Южной Корее механизм оказания поддержки банкам через выкуп проблемных кредитов успешно работает с 60-х годов.

- Скоро АРКО завершает свою деятельность как государственный "доктор" банков. Чтобы не терять уникальный опыт, огромный потенциал, накопленный вашей организацией, не целесообразно ли было бы в дальнейшем использовать именно АРКО в качестве корпоративного ликвидатора и оператора системы гарантирования вкладов?

- Думаю, да. Но это не потому, что мы ищем работу. Наши специалисты более чем востребованы на финансовом рынке. Мы умеем работать честно и грамотно, максимально прозрачны. Но если в качестве корпоративного ликвидатора банков или гаранта по вкладам будет использована другая структура, мы передадим ей весь наш опыт. Хотя зачем "изобретать велосипед", если есть уже отлаженный механизм, собраны специалисты высочайшего уровня.

Часто можно услышать высказывание, что банки - это локомотив экономики. По сути верно. Но главные, наверное, это пассажиры, которые платят и обеспечивают этот локомотив топливом, энергией. Поэтому и все реформы в банковской сфере должны проводиться прежде всего в интересах людей, экономики, государства в целом.

все выступления все выступления наверх наверх






География работы  ГЕОГРАФИЯ РАБОТЫ   Вопросы и ответы  ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ   Обновленные разделы  ОБНОВЛЕННЫЕ РАЗДЕЛЫ   Карта сайта  КАРТА САЙТА   Реквизиты агентства  РЕКВИЗИТЫ АГЕНТСТВА


АГЕНТСТВО | ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА | ПРОЕКТЫ | ПАРТНЕРЫ | ДЛЯ КРЕДИТОРОВ | ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ | МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ